Краткий путеводитель по “Особнякам безумия”
“Особняки Безумия” – одна из самых популярных настольных игр, основанных на творчестве мастера литературы ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта. Вторая редакция обзавелась электронным приложением, которое управляет сценарными событиями и действиями монстров – это позволило избавить игроков от роли “Хранителя” и превратить всех в сплочённую команду сыщиков, которым не повезло в ходе своих расследований столкнуться с чем-то неведомым. Игра представляет из себя уникальное сочетание детективного и хоррор-жанра: в ходе каждого сценария участники становятся командой сыщиков, которой необходимо установить все обстоятельства происходящего вокруг (например, найти культиста или прервать древний ритуал), при этом время от времени приходится отвлекаться на сражения с ужасными монстрами или враждебно настроенными людьми.
На сегодняшний день линейка “Особняков Безумия” состоит из базовой игры и 5 дополнений. С каких начать, а какие подойдут для опытных, в чем разница между “большими” и “маленькими” дополнениями, где скрываются детективные, а где – экшен-сценарии – обо всём этом мы расскажем поподробнее!
“Особняки Безумия. Вторая редакция”: естественно, эта увесистая коробка станет первой в вашем списке. И авторы постарались сделать так, чтобы четыре сценария, идущие в комплекте, были максимально разнообразными и зацепили как можно большее количество игроков. Свои первые расследования можно провести кем-то из базового набора сыщиков: беспризорницей Венди Адамс, могильщиком Уильямом Йориком, священником отцом Матео, парапсихологом Агатой Крейн, секретаршей Минь Тхи Фан, дворецким Карсоном Синклером, спортсменкой Ритой Янг или миллионером Престоном Фэрмонтом.
“Круг вечности” (сложность: 2 из 5; длительность: 60-90 минут) – самое первое, короткое и несложное приключение, чья задача – познакомить игроков с основными механиками. Сыщики учатся вести исследования, собирать и использовать улики, решать головоломки и сражаться с монстрами, пытаясь при этом не погибнуть и не сойти с ума. Сюжет тоже самый что ни на есть классический: паникующий дворецкий зовёт вас осмотреть таинственное поместье, чей владелец недавно скончался. По его словам, в этих стенах творится что-то противоестественное, а полиция, конечно же, не верит ни единому слову. А зря: за закрытыми дверями многочисленных комнат сыщиков ждут не только следы богомерзкого ритуала, но и жуткие монстры.
“Побег из Инсмута” (сложность: 4 из 5, продолжительность: 90-150 минут) уже бросает игрокам гораздо более серьёзный вызов. Теперь сыщики исследуют не одно здание, а целый портовый городок Инсмут (готовьте на столе много места для тайлов поля!). Знакомые с творчеством писателя из Провиденса знают, что Инсмут не так прост – местные жители давным-давно заключили договор с пугающими обитателями глубин, и теперь на улицах можно встретить земноводных чудовищ, которые начнут пугать и атаковать игроков. Более того, сами жители тоже откровенно враждебно относятся к незнакомцам - с вооружённой агрессивной толпой инсмутцев лучше не сталкиваться! Несмотря на все эти сложности, сыщикам необходимо собрать информацию о родословной одного уважаемого семейства и успеть живыми выбраться из проклятого города.
“Разорванные узы” (сложность: 5 из 5; длительность: 120-180 минут) могут оказаться не по зубам даже опытным игрокам! Семейство Бекманов просит о помощи – их семью преследует нечто жуткое. Игроки поистине окажутся будто в фильме ужасов, окружённые внезапными звуками, неожиданно выпрыгивающими монстрами и зловещими реликвиями, из-за которых все и началось. И если наши смельчаки ещё смогут защитить себя от всего этого, то беспомощных Бекманов придётся постоянно спасать, отвлекая от них внимание чудовищ и пряча в подходящих комнатах.
“Нарастающая волна” (сложность: 3 из 5; длительность: 240-360 минут) - самый продолжительный сценарий, похожий уже не на отдельный хоррор, а на целый сериал. Сыщики вновь в Инсмуте – им стало известно, что некто вновь планирует провести здесь запретный ритуал. В этот раз есть целых 6 подозреваемых: от владелицы отеля, в котором вы остановились, до хозяйки книжного магазина. Двое из этого списка – культисты, планирующие принять участие в ритуале. Сначала необходимо отыскать их всех в окрестностях, опросить и попытаться обнаружить доказательства членства в секте. Правильно вычисленные культисты сильно облегчат ваше расследования, однако даже в случае неудачи у вас ещё останется возможность прервать ритуал и спасти человечество – прямо в ходе его проведения!
“За порогом” – первое вышедшее дополнение для второй редакции “Особняков Безумия”. Оно содержит не только двух сыщиков (шаманку Акачи Оньеле и умельца Уилсона Ричардса), но и новый вид монстров (одержимую), фрагменты поля, карты обычных и особых вещей и жетоны ключей и доказательств, которые придётся разыскивать в ходе двух новых сценариев. Дополнения с таким наполнением классифицируют как “маленький формат” (из 5 дополнений к “Особнякам безумия” три являются “большими”, а два, в числе которых и “За порогом” – маленькими”).
“Врата поместья Сильвервуд” (сложность: 4 из 5; длительность: 120-180 минут) – история, в которой детектива больше, чем боевика. Знакомый полицейский попросил наших сыщиков помочь ему найти несколько исчезнувших людей, которых объединяет только то, что все они останавливались в поместье Сильвервуд и сталкиваетесь с совершенно необъяснимыми явлениями. Похоже, поток времени внутри этого здания нестабилен – комнаты меняют своё местоположение, вы находите страницы дневника с будущими датами, а ваш проводник не может вспомнить, сколько он уже бродит по комнатам. Чтобы вырваться из этого плена, необходимо найти 4 ключа от запертой двери. Только вот что ждёт сыщиков за этой дверью? Преданные читатели Лавкрафта могут догадаться с первой попытки!
“Мстительные порывы” (сложность: 2 из 5; длительность: 90-120 минут) – это камерный детектив в лучших традициях Агаты Кристи. Сыщиков приглашают на званый ужин – хозяин вечера считает, что кто-то из четверых гостей планирует его убийство. Он просит наших героев вычислить злодея (при этом стараясь не вести расследование слишком уж явно – например, не обыскивать дом на глазах у гостей) и раскрыть его мотивы. Правда, если вы думаете, что в этот раз партия обойдется без мистики, то заблуждаетесь – конечно же, вам предстоит столкнуться с мрачными культами, требующими жертвоприношений, и могущественными древними богами.
“Улицы Аркхэма” – второе дополнение, которое по наполнению превосходит первое: здесь, помимо прочих компонентов, вас ждут три новых сценария, четыре вида монстров и четыре сыщика. К команде могут присоединиться коп-новобранец Томми Малдун, певица Мари Ламбо, бутлегер Финн Эдвардс и раскаявшаяся культистка Диана Стэнли. Им, в числе прочих, смогут противостоять скелеты, звёздные вампиры, наёмные громилы и огромный ящероподобный ллойгор. К тому же добавляется механика прокачивания навыков, новый вид предметов (эликсиры) и головоломка-башня, которую в некоторые моменты может предложить решить приложение. Истории же крутятся вокруг еще одной известной локации из творчества Лавкрафта – университета Мискатоник и прилегающего к нему музея. Хотя, несмотря на наличие таких мест, распространяющих в обществе науку и искусство, у городка Аркхэм есть и теневая сторона, и там таятся не только монстры из других измерений, а вполне себе приземленные мафиозные банды и незаконная торговля оружием и алкоголем.
“Астральная алхимия” (сложность: 4 из 5; длительность: 90-120 минут) – даёт возможность вдоволь побродить по Мискатоникскому университету, ведь, по словам позвонившей вам профессора, опыты местных учёных привели в коридоры существ из другого измерения! Высшее учебное заведение поистине обширное: в самом начале партии команда сыщиков получает в своё распоряжение карту, которая помогает найти дорогу между лабораторным корпусом, библиотекой и другими помещениями. Враги здесь тоже появляются с самого начала, так что размеренно и неторопливо вести расследование не получится. Успеете ли вы спасти профессора Дельфинию и собрать все компоненты, нужные для создания могущественного эликсира? Для достижения этих целей нельзя терять время даром!
“Банды Аркхэма” (сложность: 3 из 5; длительность: 180-240 минут) – уже из названия понятно, что этот сценарий посвящён криминальным авторитетам массачусетского городка. Разборки между двумя бандами обострились после обнаружения изувеченного тела. Однако сыщики подозревают, что с такой нечеловеческой жестокостью действовало нечто потустороннее. В ходе этого дела они окажутся буквально между двух огней: громилы из группировок с одной стороны и неведомые чудища - с другой. Сценарий продолжительный: игровое поле будет несколько раз полностью меняться, а закончится все грандиозным противостоянием двух банд на улицах Аркхэма.
“Злополучная выставка” (сложность: 5 из 5; длительность: 120-180 минут) – раскрывает перед сыщиками двери Мискатоникского музея. Здесь вас ждёт самая сложная детективная загадка во всей линейке “Особняков безумия” – предисловие в приложении даже рекомендует делать заметки в ходе партии. Помощница куратора уверена, что спонсоры выставки редких экспонатов умирают один за другим вовсе не случайно – причиной этого является один из найденных в недавней экспедиции артефактов. Сыщикам необходимо вычислить, какой из предметов несёт на себе проклятье. Для этого придётся собрать большое количество информации: местных поверий и легенд, описаний древних рисунков и так далее. Музей полон историков, работников и смотрителей: кто-то из них обладает полезными знаниями, другие лишь потратят ваше драгоценное время. Монстры появятся далеко не сразу, зато вас ждет множество головоломок, ужасных открытий и подозрительных смертей.
“Святилище сумерек” – ещё одно дополнение “маленького” формата, предлагающее игрокам двух новых сыщиков, одного монстра и два сценария, посвящённых действиям Ложи Серебряных Сумерек, тайной организации для избранных, чьи члены знают о Древних богах и других мирах гораздо больше обычных смертных. Отправиться раскрывать тайны Ложи готовы политик Чарли Кейн и мастер боевых искусств Лили Чен, на пути у которых обязательно появятся злые духи.
“Диадема Сумерек” (сложность: 4 из 5; длительность: 180-240 минут) – в кои-то веки сыщики отправляются на расследования не в пыльные коридоры или тёмные переулки, а на грандиозное празднование! Каждый год Ложа Серебряных Сумерек устраивает ярмарку, которую завершает пышный Сумеречный бал. Правда, девушка, выбранная в этом году Королевой бала, подозревает, что орден замышляет нечто зловещее, и нанимает вас расследовать его деятельность. Конечно же, окажется, что празднество устроено ради проведения очередного зловещего ритуала, но неоригинальный сюжет не отменяет оригинальности сценария: по улицам Аркхэма будут продвигаться наряженные платформы парада, а среди зрителей начнут разгуливать ожившие мертвецы!
“Взаперти” (сложность: 3 из 5; длительность: 120-150 минут) – этот сценарий похож на настоящий триллер в стиле “Пилы”. Сыщики просыпаются в холодной камере, не помня, как они сюда попали, и слышат сквозь стены голоса других таких же бедолаг. Как они здесь оказались, как выбраться, кто и зачем их сюда притащил – все эти вопросы придётся решать как можно быстрее! Не будет спойлером сказать, что за всем этим, конечно же, стоит Ложа, желающая провести ритуальные жертвоприношения. К счастью, в ходе расследования вы сможете выяснить, что между культистами произошёл раскол, и у вас ещё есть шанс выжить, заручившись поддержкой одной из сторон конфликта. Правда, для этого придётся действовать, как одна команда – и не только с другими игроками, но и с прочими пленниками ордена.
“Зловещие путешествия” – большое дополнение формата “4 сыщика, 4 монстра и 3 сценария”, посвящённое, как видно из названия, ситуациям, в которых сыщикам приходится покидать уже такой родной Аркхэм. Три сценария посвящены путешествиям на трёх различных транспортных средствах – поезде, дирижабле и океанском лайнере. Пассажирами готовы стать официантка Агнес Бейкер, музыкант Джим Кальвер, шпионка Триш Скарборо и моряк Сайлас Марш. К пулу врагов добавляются чернокнижники, глубоководные-охотники, Бродящие меж миров и уникальная Бесформенная тварь. Кроме того, это дополнение вносит новые механики (на поле могут появиться разрывы, сбивающие детективов с толку и отнимающих у них действия, и вода, мешающая перемещению) и головоломку по сбору элементов (например, труб или проводов) в единую непрерывную линию.
“Убийство на борту "Старгейзер Маджестик" (сложность: 3 из 5; длительность: 90-150 минут) – ещё один камерный детектив, в котором убийство произошло на борту дирижабля, парящего в небе над Атлантическим океаном. Опрашивая свидетелей и изучая найденные улики вы обнаружите, что преступление вновь стало началом древнего зловещего ритуала, и вычислить культиста необходимо как можно быстрее – только прервав обряд, можно остановить мощную магическую бурю, которая грозит развалить весь дирижабль на куски!
“Поезд на Аркхэм” (сложность: 4 из 5; длительность: 90-120 минут) – настоящее “Убийство в Восточном экспрессе” с примесью стиля Лавкрафта. Ваша попутчица Харриет уверяет, что за поездом следует какая-то злая сила, и связаны с ней не только вы, но и другие пассажиры поезда. Внезапно гаснет свет, и Харриет бесследно исчезает. Осматривая вагоны в её поисках, вам предстоит собирать информацию о других пассажирах, каждый из которых вызывает определенные подозрения. А когда обнаружится, что вместе с вами на борту состава едут ужасающие чудовища, придётся выбирать: сражаться с ними в тесных переходах, или начать отсоединять от локомотива вагоны с монстрами, рискуя при этом потерять и ценные улики.
“Скрытые глубины” (сложность: 5 из 5; длительность: 120-180 минут) – один из самых оригинальных сценариев всей линейки “Особняков безумия”. Кто-то вывел из строя двигатели океанского лайнера “Моргана”. Корабль начинает тонуть, и у сыщиков очень мало времени на то, чтобы вычислить диверсанта. Только вот на этот раз не нужно вести долгие беседы с npc-персонажами, ведь предатель – один из игроков, сидящих за столом! Теперь его цель – оставить как можно больше пассажиров на растерзание Глубоководным, лезущих на тонущий корабль, ведь двигатели специально сломали в момент, когда “Моргана” была прямо над их древним городом. Задача же остальных игроков – собрать максимальное количество людей в спасательной шлюпке и защитить её от земноводных монстров.
“Путь змеи” – последнее “большое дополнение” в линейке, чья тематика стоит особняком от всех прочих злоключений в Массачусетсе. Исследования затерянных мест в джунглях Южной Америки постоянно всплывали в творчестве Говарда Филлипса – иногда он лишь упоминал, что оттуда в Аркхэм попали древние могущественные реликвии, но время от времени делал описания экспедиций центром повествования. Ведь где ещё могут скрываться забытые боги и невиданные чудовища, как не в тысячелетиями назад заброшенных храмах и самых непроходимых зарослях? Попытаться выжить в тропических лесах готовы лидер экспедиции Лео Андерсон, исследователь Урсула Даунс, механик Даниэла Рейес и астроном Норман Уизерс. Враги у них соответствующие – змеиные воины, стражи храма, пернатые змеи и исполинский Древний василиск. “Путь змеи” также добавляет на поле жетоны зарослей и обломков (первые затрудняют движение, но могут быть вырублены подходящим оружием, вторые препятствуют исследованию, а убраны могут быть только после приложения силы), а также новый вид головоломки (крутящиеся кольца).
“Пробуждение джунглей” (сложность: 3 из 5; длительность: 90-120 минут) – в этой истории наши герои абсолютно не ожидали попасть в непролазную чащу, они лишь пришли на светский приём, где один из богачей Аркхэма хвастался своими новыми приобретениями. Оказалось, южноамериканские реликвии не растеряли своей древней силы, и комнаты роскошного поместья внезапно сменяются лианами, папоротниками и тропическими деревьями. Чтобы вернуть всё на круги своя, необходимо собрать статуэтки, забранных из храма змееподобного бога Йига, и расставить их на постаменте в правильном порядке. Правда, пернатые змеи и воины-служители Йига изо всех сил постараются этому помешать.
“Во тьму” (сложность: 4 из 5; длительность: 150-180 минут) – классическая история об экспедиции, участники которой столкнулись с неведомым. Вас пригласили присоединиться – только вот никто не встретил сыщиков по прибытии. Поплутав по зелёным зарослям, вы обнаружите пустой лагерь и разрозненные записи. Они описывают какого-то невероятно грозного врага, таящегося во мраке, и призывают никогда не оставаться без источника света. Вооружившись факелами, ваши герои устремляются в джунгли. Можете не сомневаться, гигантский змей рано или поздно нападёт на вас (не зря же в коробку дополнения положили его шикарную сборную фигурку), весь вопрос лишь том, успеете ли вы достаточно подготовиться к этой битве.
“Затерянный храм Йига” (сложность: 5 из 5; длительность: 90-120 минут) – кульминация тропических приключений, которая сразу же начинается в древних каменных залах храма змеиного бога. Жрецы пытаются провести ритуал по пробуждению Йига, и их успех будет означать конец человечества. Сценарий наполнен не только многочисленными битвами с людьми-змеями, но и решениями головоломок: только достойные, прошедшие все испытания, смогут открыть дверь в главный зал храма. Время, как обычно, играет против вас: когда первый луч солнца, неумолимо ползущий по каменному полу, достигнет двери в святилище, Йиг вернется, и остановить его будет уже невозможно.
Разнообразие – одно из главных преимуществ “Особняков Безумия”. Да, механики во всех сценариях схожи – игрокам в любом случае предстоит исследовать локации, проходить проверки навыков и сражаться с врагами. Однако, если сюжетная составляющая имеет для вас значение, то поиск убийцы на светском рауте и попытка выжить в джунглях Южной Америки будут восприниматься совершенно по-разному! Комплект дополнений открывает перед игроками очень широкий выбор историй на любой вкус. Захотите ли вы раскрыть тайны зловещего культа или вычислить предателя на борту океанского лайнера – любое приключение станет захватывающим вызовом и незабываемым игровым опытом!
Материал подготовила Юлия Харина