Приключение из эпохи VHS
Мир сгорает в огне Третьей мировой войны. США страдает от запредельного уровня преступности. Теперь в некогда сверкающий Нью-Йорк ссылают самых отпетых преступников со всей страны. Но сейчас президент оказался в собственной ловушке – самолёт потерпел крушение в сердце Манхэттена. Спасательную операцию поручают Змею Плискину. Герою войны, вору и негодяю, осуждённому на пожизненное. У солдата есть 24 часа, чтобы найти президента, кассету с государственными тайнами и карту моста. В противном случае мирные переговоры не состоятся и уже не будет самого Змея Плискина…
Такова завязка культового фильма "Побег из Нью-Йорка". Джону Карпентеру удалось создать гремучую смесь антиутопии и постапокалипсиса, которая сорвала кассу в далёких 80-х и продолжает оказывать влияние на мировую культуру и по сей день.
В 2024 году появилась современная адаптация фильма. Только не простая, а настольная. Теперь каждый может примерить на себя роль знаменитых киногероев и пофантазировать, как бы ещё могли сложиться события оригинальной истории. Например, если бы задание поручили тем, кто уже находятся в падшем Манхэттене: фавориту местного авторитета, задорному таксисту или обворожительной даме.
В материале разберёмся, получилось ли у настольной игры "Побег из Нью-Йорка" сохранить идеи оригинала.
Притча о тёмных временах
Побег из Нью-Йорка – фантастический боевик 1981 года, идея которого зародилась ещё в 70-е. Тогда американское общество сотрясали Уотергейтский скандал и война во Вьетнаме. Эти события Джон Карпентер решил осмыслить через призму творчества и создал сценарий сатирического боевика – мрачного и бескомпромиссного.
История рассказывает о недалёком на то время будущем, в котором началась Третья мировая война и идут споры о применении ядерного оружия. В 1988 году уровень преступности в США резко возрос. Правительство приняло решение оградить остров Манхэттен высокой стеной, чтобы создать гигантскую тюрьму строго режима для самых опасных головорезов. Внутри города нет охраны, но периметр контролируют лучшие полицейские и военные, а все мосты заминированы. Из такого места уже не выбраться, если попасть в него однажды.
В Нью-Йорке Карпентера больше нет места американской мечте, только насилию. В городе существует иерархия, которая работает по закону джунглей: сильнейшие правят слабыми. К тому же жители нового Манхэттена совсем не рады гостям из внешнего мира. Продержаться в этом аду на Земле та ещё задача, особенно, если на кону стоит собственная жизнь.
Сценарий давал мощный комментарий о мрачном будущем, но студии долго не брались за экранизацию. Причиной тому был очень провокационный подтекст. Карпентер не отчаивался. Благодаря упорной работе, в начале 80-х "Побег из Нью-Йорка" вышел в прокат и дал старт десятилетию фантастики, а также острых социальных проблем в американском кино.
Добро пожаловать в Манхэттен
В 2024 году игровую адаптацию знаменитой картины представило издательство Pendragon Game Studio. Настольная новинка получила оценку 8,0 на портале BoardGameGeek. Проект относится к категории полукооперативов, в которых каждый может стать антагонистом истории. Придётся не только выстраивать стратегию, но и понять, кто из товарищей захочет вас предать, ведь у всех будут личные цели.
Классический вариант рассчитан на 1-4 человек. Перед партией необходимо проделать подготовку, которая детально расписана в 19 этапах.
В самом начале открыта не вся карта – большая часть игры сконцентрирована на исследовании города. Так вы находите ресурсы, события, здания с уникальными свойствами и бандитов, которым придётся дать отпор.
Помимо этого "Побег" даёт передвигаться на автомобиле. Игроки смогут брать с собой товарищей и сносить преграды на пути. Правда сначала машину нужно отвоевать у местных отморозков.
У каждого героя есть 3 уровня прокачки/развития. Каждый взакрытую берёт 3 жетона, на которых указаны условия продвижения. У всех уровней разные преимущества: можно выбрать особую карту для своего героя и/или изменить личную цель.
Но, как и в первоисточнике, у игры есть ограничения по времени, хоть и не такие жёсткие. Карты из специальной колоды будут вводить новые события и сложности. Обмануть игру не получится, потому что за счёт таймера сброшенные карты возвращаются в руку или сам Нью-Йорк постарается приблизить команду к поражению.
Ход состоит из двух этапов.
Сначала идёт фаза героя. Текущий игрок совершает действия за выбранного персонажа. Можно передвигаться по карте и исследовать новые её части; наносить урон или обманывать противников; использовать особые предметы; повышать уровень и активировать эффекты зданий. Ещё в этой фазе нужно понять, как сильно нашумел персонаж. Для этого игрок смотрит, сколько символов восклицательного знака на сыгранных картах и считает их количество. После необходимо передвинуть счётчик шума на планшете Нью-Йорка.
Героям придётся получать урон от бандитов в пределах дальности. В "Побеге" нет очков здоровья в привычном понимании, поэтому игроки сбрасывают карты. Если рука пуста – это не конец. При помощи колоды таймера вы возвращаете все сброшенные карты и продолжаете игру.
После того как закончены действия за персонажа, наступает фаза Нью-Йорка. Текущий игрок начинает распоряжаться накопленным шумом: устанавливает баррикады, двигает таймер и врагов ближе к персонажам. В этом этапе Нью-Йорк показывает героям всё своё негостеприимство.
Игра заканчивается, когда выполнены условия для коллективной или одиночной победы. Чтобы выбраться из Нью-Йорка командой, необходимо найти 3 карты: президент, кассета с государственными тайнами и диаграмма моста. Когда все артефакты получены, игроки спешат к мосту и объявляют свой триумф.
Для одиночной победы необходимо выполнить 3 условия: получить все 3 уровня, дождаться момента, когда президент будет найден, и завершить обе личные цели.
Но помните, в партии может и не быть победителя, если закончится колода таймера. В таком случае персонажи проигрывают, а Нью-Йорк торжествует.
Если процесс захочется сделать ещё сложнее, в игру вводятся опциональные правила и специальные карты.
Проект можно отнести к хардкор-сегменту за счёт большого количества механик. Есть пространство для мысли и новых стратегий, но в то же время необходимо держать фокус на разных задачах. Таким образом передаётся дух выживания в разрушенном городе с голодными злодеями на хвосте.
Хардкор-сегмент – раздел настольных игр, правила которых требуют внимательного изучения. Нужно усвоить много механик, а одна партия может длиться несколько часов. Достичь победы в таких играх бывает непросто.
Бандитский Нью-Йорк: (анти)герои против злодеев
Одна из особенностей игры – её персонажи. Каждый берёт под управление знаменитого героя, который сошёл прямиком из фильма.
Интересный факт: гениальный Хидео Кодзима так вдохновился произведением Карпентера, что перенёс образ Змея Плискина на не менее легендарного Солида Снэйка из серии Metal Gear Rising.
У всех персонажей есть одинаковая способность. Один раз за ход игрок может сбросить одну сыгранную карту в закрытую, чтобы нанести 2 урона в своей клетке или продвинуться дальше по игровому полю. Может показаться, что отличается только внешний вид выбранного планшета и фишки из-за местами схожих механик, но каждая колода отражает характер персонажа.
Змей Плискин – крутой парень с татуировкой змеи, который изменил карьеру Курта Рассела, игравшего до этого в диснеевских комедиях. Змей устал от жизни: он повидал войну и не смог вернуться в общество, что толкнуло его на преступление. На момент фильма и игры осуждён на пожизненное. Персонаж запугивает и проявляет недюжую выносливость, а ещё всегда держит при себе пистолет-пулемёт MAC-10.
Кэбби – таксист с весёлым нравом. Он уже 30 лет колесит по Нью-Йорку. Кажется, что старик немного сошёл с ума от окружающего хаоса, но не зря говорят, что человек привыкает ко всему. Единственный персонаж, который начинает с машиной и не может её потерять обычным способом. Кэбби знает эти неспокойные улицы, поэтому быстрее исследует игровое поле и подсматривает карты ориентиров. А ещё может подбросить, если ему будет по пути.
Мозг – Гарольд Хеллман стал любимцем местного авторитета по прозвищу Герцог из-за своей смекалки и эрудированности. Предпочитает, когда его называют "Мозг", потому что терпеть не может своё имя. Герой пользуется разными хитростями и обманными манёврами. На самый необычный случай у него всегда припрятан туз в рукаве. Не зря Мозг единственный на старте знает, как выбраться из Нью-Йорка, ведь у него есть диаграмма моста.
Мэгги – девушка, которая стала любовницей Мозга поневоле, но очень к нему привязалась. Кажется, что шестизарядный револьвер – её продолжение. Иначе, как объяснить, что Мэгги так метко и больно стреляет? Эта девушка может задать жару любому бандиту и поддержать в трудный момент. Например, поделится патронами или покажет пути к отступлению.
Вся игра перенимает стилистику фильма, но если захочется более художественное оформление, на другой стороне планшета есть альтернативные иллюстрации персонажей. В коробке вы также найдёте два варианта фишек героев.
У Нью-Йорка есть несколько лиц. В какой-то момент героям начнут противостоять самые настоящие злодеи с уникальными способностями.
Герцог – король падшего Нью-Йорка. Эпатажный, высокомерный и до ужаса живучий. Для него вся тюрьма – королевство, а заключённые – поданные. В фильме он издевается над президентом в попытке показать своё превосходство. Герцога не так уж и просто убить, но будьте уверены, он восстанет. Восстанет, чтобы найти вас.
Ромеро – безумный камергер Герцога, который распоряжается всем, пока босс развлекается. Этот персонаж то и дело прячется за преступной шайкой. Придётся расправиться со всеми, чтобы показать Ромеро его место.
Слэг – верный громила, выступающий на потеху в кровавом цирке. Практически непобедим, идёт напролом и полон первобытной ярости. Правда внешний вид обманчив. Здоровяк не так глуп и его нельзя обхитрить. Есть только один выход – победить Слэга в первый и последний раз.
Дополнение "Банды Нью-Йорка" вводит пятого игрока. Так появляется ассиметричный геймплей, который меняет восприятие ситуации за столом. Ведь теперь козни в фазу Нью-Йорка будет строить не игра, а реальный человек. Приятным бонусом станут миниатюры, которыми можно заменить жетоны боссов из базовой коробки.
Третья сторона: власть и порядок
Выбраться из Нью-Йорка – только одна часть непростого дела. Нужна ещё и амнистия от господина президента. Здесь на помощь придёт полиция под руководством Боба Хоука – опытного и изворотливого копа, которого на экране воплотил Ли Ван Клиф, знаменитый по роли плохиша из вестерна "Хороший, плохой, злой".
С дополнением "Полиция Соединённых Штатов" в игре появятся новые задания и преимущества для героев за счёт специальной карты "Мы заходим". Но победить теперь будет сложнее. Такова цена за привилегии и свободу.
Третье и последнее локализованное дополнение – "Президент". Оно косметическое и не вносит новых механик в игру, зато миниатюра повторяет внешность актёра Дональда Плезенса, который до этого был известен по образу доктора Сэма Лумиса из не менее культового "Хэллоуина".
Конец кассеты
Побег из Нью-Йорка – отличная игра для фанатов мрачных боевиков и тех, кто ностальгирует по эпохе VHS. Адаптация бережно переносит главные темы первоисточника: переплетает характеры персонажей с основной механикой, сохраняет основную цель из фильма для условий коллективной победы.
Важно, что проект отличается высокой реиграбельностью. По этой причине были введены некоторые новшества. Теперь у всех героев есть чёткие мотивы для эгоистичного побега, которые почти каждую партию будут новыми и даже могут меняться в процессе игры. Ситуация на поле только накаляется и не снижает сложности. Всё же игра делает акцент на исследовании и эффекте неожиданности при помощи карт города, Центрального парка и ориентиров. Такой подход отлично сочетается с таймером и нарастающим ощущением дедлайна.
"Побег", как и любой представитель хардкор-сегмента, очень насыщен физическими компонентами. Вам понадобится просторное место, чтобы разместить поле, несколько колод, планшеты персонажей, жетоны, фишки и фигурки. Нужно подготовить и места для сброса. Обязательно отдельные, потому что некоторые карты возвращаются в руку.
На первую партию может уйти приличное количество часов. Всё же все тонкости правил таких игр постигаются в бою. В последующие разы подготовка и ходы будут проходить всё быстрее и быстрее. Новые вызовы для всей компании помогут создать опциональные правила, которые повышают сложность, или дополнения, внедряющие новые стороны конфликта в необычной форме. Так адаптация находит баланс между первоисточником и геймплеем. Теперь и вы можете стать героем мрачной фантастической вселенной Джона Карпентера. Остаётся только построить свой план побега из Нью-Йорка…