Владения оберегаются доблестными рыцарями
Если вы за время увлечения настольным хобби успели приобрести дополнения для любимых игр, то уже знаете: обычно они вносят в базовую игру новый контент (вроде большего количества сценариев, героев и врагов) или незначительно меняют игровые механики (например в "Эверделл" может появиться возможность нырнуть в ручей за жемчугом, а в Runebound сыграть в кооперативном режиме). Однако дополнений, которые радикально перестраивают геймплей и практически меняют весь жанр, практически не встречается.
"Catan: Города и рыцари" пример как раз такого фундаментального дополнения, превращающего привычных нам всех "Колонизаторов" в гораздо более глубокую и вариативную стратегию. По свидетельствам очевидцев, Клаус Тойбер, создатель настольного хита "Catan (Колонизаторы)" изначально ходил по издательствам именно с такой непростой игрой, не рассчитанной на расслабленные семейные посиделки. Однако он везде получал отказ: таких мозголомных еврогеймов для опытных настольщиков на немецком рынке в 1990-е годы было уже в избытке. И только издательство "Космос" решило дать зубному технику шанс, поставив условие: значительно упростить геймплей.
Скрепя сердце, Тойбер убрал из игрового процесса множество игровых механик и задумок. История показала, что на тот момент это было правильное решение: весь первый тираж "Колонизаторов" разлетелся, как горячие пирожки, а его создатель проснулся знаменитым. Уже почти 30 лет в детище Клауса играют люди разных национальностей и возрастов, а тиражи следуют за тиражами по всему миру.
Игровой переворот
Однако геймдизайнер не забыл о своей первоначальной идее. И как только публика начала требовать дополнений, то первое, что он выпустил – те самые вырезанные механики, которые показались издателям слишком сложными для массового игрока. Собранные в одной коробке под названием "Города и рыцари" они вместе с базой представляют собой что-то вроде "режиссёрской версии" "Колонизаторов": именно такой Клаус Тойбер с самого начала хотел видеть свою игру о покорении пустынного острова.
Здесь следует сделать ремарку: дополнение действительно настолько меняет игру, что ощущения от партии с "Городами и рыцарями" будут совершенно другие. С ними у вас не получится сыграть за часик вечерком перед ужином, непринуждённо торгуясь и подкидывая кубы. Теперь игра займёт около двух часов, во время которых придётся основательно шевелить мозгами! Кому-то такие изменения по нраву, кому-то – нет. В настольной среде есть как те, кто после первой пробы "Колонизаторов" с этим дополнением решил больше не доставать "Города и рыцарей" с полки, так и те, кто отныне считает базовую версию урезанной и неполноценной, а первый доп – её неотделимой частью.
В начале партии каждый игрок становится обладателем гораздо большего числа компонентов. Помимо уже знакомых дорог, поселений и городов, из базы он получает в своё распоряжение 6 фигурок рыцарей, которые различаются силой: понять её уровень можно по числу хвостов на флаге в руках у миниатюры. Для них также идут 6 шлемов, городские стены, насадки для столиц, а также план города и 15 жетонов постройки. Кроме того, в игре полностью заменяется колода карт развития: новые, как и планы городов, разделены на 3 цвета: жёлтый, зелёный и синий, а рядом с полем ставятся фигурки торговца и корабля варваров.
А ещё теперь в начале хода каждый игрок бросает целых три кубика. На одном из них некоторые грани содержат изображение корабля, другие – городских ворот. Если выпадает корабль, варвары приближаются на шаг ближе к Катану! Рано или поздно захватчики достигнут последнего деления, и игрокам придётся выставить своих храбрых рыцарей на защиту острова. Если их будет недостаточно, варвары нанесут удар по самому слабому игроку, разрушив один из его городов, а точнее, низведя его до поселения.
Если же на кубике выпали городские ворота, игроки получают шанс взять карту развития. Для этого цвет ворот и цифра на красном кубике должны совпасть со зданием, уже возведённом в городе игрока. Например, если ворота зелёные, а на красном кубике выпала цифра "4", то вы возьмёте карту при условии, что заранее успели построить театр (зелёное здание № 4).
Числовое же значение на двух кубиках по-прежнему определяет, какие области острова производят ресурсы. Выпавшая на кубике “Семёрка” всё так же позволяет передвинуть разбойников, которые заставляют игроков, накопивших больше 7 карт ресурсов, сбросить половину. Однако теперь от этих коварных грабителей можно защититься, возведя вокруг своих городов защитные стены. Всего за 2 глины фигурки города можно поставить в защитное кольцо, каждое из которых увеличивает “безопасный” предел карт в руке на 2. Всего таких стен у каждого игрока по три, так каждый игрок имеет возможность, построив их все, держать в руке без опасения 13 карт!
Между мечом и плугом
Взяв нужные ресурсы, игроки, как и в базе, могут торговаться и обмениваться друг с другом или с банком. Эти механики – визитная карточка "Колонизаторов" – остались без изменения. Но ресурсов в дополнении стало гораздо больше: к их числу добавились монеты, ткань и бумага. Они нужны для возведения построек в городе: за монеты можно возводить синие здания (политические), за ткань – жёлтые (торговые), за бумагу – зелёные (они прибавляют горожанам знания). Каждый гекс острова теперь производит сразу два ресурса.
Постройки в городах ведутся в строгой последовательности: от первого уровня до пятого. Тот, кто первым создаст здание 4 уровня, объявляет один из своих городов столицей. Столица приносит сразу 4 победных очка, однако это высокое звание может отобрать тот, кто раньше возведёт строение 5 уровня. Столицы также могут быть трёх цветов.
За стенами крепости
Наконец, большие изменения вносят в геймплей те самые рыцари. Простых рыцарей можно ставить рядом со своими дорогами, потратив по одной карт руды и шерсти. Такой воин мешает другим игрокам продолжать строительство дорог через свой перекрёсток. А вовремя выставленный рыцарь может даже разорвать путь, претендующий на звание "самый длинный тракт". Так что при игре с дополнением эта награда часто будет переходить из рук в руки. Однако в остальном от такого бойца пользы мало.
Чтобы рыцарь мог выполнять ваши приказы, его необходимо снарядить, потратив 1 карту зерна (и надев при этом очаровательный маленький шлем на его пластиковую голову). Такой воин уже может ходить в походы и прогонять вражеских витязей или разбойников. Наконец, вашу армию можно делать сильнее, прокачивая обычного рыцаря в славного, а славного – в великого. От этого зависит исход сражений с воинами других игроков и приплывшими из-за моря захватчиками.
Благодаря "Городам и рыцарям" игрокам в "Колонизаторов" появилось о чём подумать в перерыве между обменом ресурсами: стоит ли тратиться на возведение зданий в городе, куда выставить рыцаря и нужно ли гнаться за званием столицы. По этой причине и из-за того, что игра теперь ведётся до 13 очков партии удлинились. Однако если процесс просчёта стратегии и менеджмента ресурсов вас увлекает, то это значит лишь одно: ещё больше часов удовольствия!
Материал подготовила Юлия Харина